Размышления о Дон Кихоте.
Часть третья. Страсти Дон Кихотовы
Не буду ходить вокруг и около, полагаю озвучить данную мысль сразу. Дон Кихот это Иисус Христос, который явился к нам. Фактически, Сервантес это говорит читателю прямым текстом, когда Дон Кихот размышляет, чем бы ему заняться в свободное от рыцарства время. Дон Кихот говорит, что хочет быть пастухом, ему нужна паства.
Сервантес в метафорично форме показывает, чтобы было, если бы Христос явился в современный мир. Как бы люди реагировали на его искренность, скромность, добрые дела. Из романа видно, что Христос большинству не нужен, он тут лишний, он только будет мешать. Его сочтут сумасшедшим и будут всячески поносить.
Данная мысль о том, что Христос современным людям не нужен, ярко представлена у Достоевского в «Братьях Карамазовых». Один из героев «Братьев Карамазовых» рассказывает притчу о Великом Инквизиторе. Великий Инквизитор говорит явившемуся Христу следующие слова: «Я не знаю, кто ты, и знать не хочу: ты ли это или только подобие Его, но завтра же я осужу и сожгу тебя на костре, как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же, по одному моему мановению бросится подгребать к твоему костру угли… Зачем же ты пришёл нам мешать?». Даже церкви Христос не нужен, так он будет только мешать. Сервантес метафорично разделяет Церковь и Христа через сцену нападения Дон Кихота на монахов, в которых он увидел злых волшебников.
В христианской догматике существует догмат о сошествии Иисуса Христа в ад, согласно которому, после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души. Сервантес описывая Кастилию по которой путешествует Дон Кихот как пустыню со знойным солнцем, это метафоричный намёк на ад. Следовательно, люди, которых встречает Дон Кихот это души заключенные в аду. Это ярков показано в сцене освобождения Дон Кихотом преступников. Вместо того, что бы отблагодарить его преступники грабят и побивают Дон Кихота, им не нужна его добродетель, они не готовы принять добро и освободиться из адского плена.
Вообще в известных мне экранизация, постановках романа Сервантеса, страдания Дон Кихота показаны очень мягко. В оригинале это выглядит весьма ужасно, когда человеку выбивают половину зубов, избивают до полусмерти, отбирают почти всё имущество и оставляют полуголым в пустыне это не выглядит забавным. Это уже не рассказ о чудаке, это не комедия, а трагедия. В экранизациях не показываются страдания через, которые проходит Дон Кихот. Другой бы уже сломался под ударами судьбы, но Дон Кихот продолжает свой путь на встречу цели. Так и Христос идёт на Голгофу, хотя у него был выбор избежать этого.
Здесь встаёт вопросы ЖЕРТВЫ. Дон Кихот поставил на кон свою жизнь для беспрекословного следования ценностям и принципам рыцарства. Следование принципы и ценности требуют жертвы. Причем осознанной жертвы, как результат сознательного выбора.
Нужен ли людям Христос или такой человек обречён на отчуждение?!
Продолжение следует….