“Правда, в том, что нет никакой ложки” из фильма Матрица. Поговорим за философию Иммануила Канта, а именно за особенность человеческого познания. Не могу сказать, что я мега знаток его философии, но схема человеческого мировосприятия, предложенная Кантом весьма интересна, и думаю, похожа на правду. Хаос чувственных импульсов (материя) Человек воспринимает мир как набор, схем, систем, упорядоченных структур, но это лишь наше представление. Одним из свойств человеческого разума является способность к систематизации, упорядочиванию элементов действительности. На самом же деле вокруг нас хаос, назовем его объективным миром. Предметы, явления, события объективного мира Кант называет “вещами в себе”. Вещи в себе излучают чувственные импульсы, воспринимаемые органами чувств человека. Так человек получается чувственный опыт. Чувственное познание (инфраструктура) Чувственное познание первый этап познания согласно Канту. Хаос чувственных импульсов проникает в чувственное познание. Далее чувственное познание преобразует хаос в упорядоченные структуры в результате чего “вещи в себе” преобразуются “вещами для нас” Данное преобразование возможно благодаря априорным формам чувственного познания, Кант относит к ним пространство и время. Априорные категории это своего рода трафареты, через которые мы воспринимаем окружающий мир, через данные трафареты чувственные импульсы отражаются в нашем сознании. Рассудочное познание (антропоструктура) Далее данная структурирования информация, т.е. многообразие восприятий, попадает в рассудочное познание. Внутри рассудочного познания чувственные восприятия структурируются в суждения. Данное структурирование возможно благодаря априорными категориями рассудка, к ним Кант относит категории: количества, качества, отношения, модальности, т.е. второй набор трафаретов. Разумное познание (ультраструктура) Если чувственное и рассудочное познание имеют дело только с “вещами для нас”, рассудочное познание согласно Канту направлено на познание объективного мира, который существует за пределами чувств и рассудка человека, т.е. познать “вещи в себе”. Разумное познание руководствуется тремя априорными идеями разума это идея мира, идея души, идея Бога. Разум пытается вырваться из мира “вещей для нас” и познать мир “вещей в себе”.